Герой недели

Юрий Мельников. Яркий дебют.

Пилот недели

 


Читать полностью
Форум. Новое
Тема: Re: Самурык 2017
Сообщение: Самурык прошел, погода не понравилась только хрупк
Написал: KantiC
Февраля 16, 2017, 12:03:14 pm
Тема: Самурык 2017
Сообщение: Друзья! Я понимаю,  что  обновление наше
Написал: kpp
Февраля 07, 2017, 07:29:12 pm
Тема: Re: Нужен ли сайт и кому ...
Сообщение: Согласен на 200 %.  В ближайшее время отвечу
Написал: kpp
Апреля 25, 2016, 12:43:21 pm
Тема: Re: Нужен ли сайт и кому ...
Сообщение: Всем привет, время идет, зиму сменяет весна, весну
Написал: KantiC
Апреля 20, 2016, 05:25:04 pm
Тема: Самурык 2016. Павлодар
Сообщение:  
Написал: kpp
Февраля 05, 2016, 02:38:32 pm
Спорткар недели

Он обещал вернуться.

Спорткар недели


Читать полностью
Авторизация
Случайное фото
Кто здесь
Сейчас на сайте находятся:
 67 гостей 

СКОРОСТНАЯ СТЕНОГРАММА! С ней гораздо быстрее.

Школа мастерства

 

Можно утверждать, что класс гонщика ныне во многом определяется умением составлять и применять скоростные стенограммы. С таким постулатом трудно не согласиться. Тем более, что в нашем городе после проведения нескольких раллийных этапов наверняка появятся желающие освоить эту нелегкую, но весьма оветсвенную профессию –штурман раллийного болида.

Ну что ж , начнем помолясь Разница во времени прохождения трассы в 5-6 км со стенограммой и без неё составляет 30—40 с. Можно считать, что грамотное применение скоростных стенограмм равносильно повышению мощности двигателя на добрый десяток лошадиных сил.  Основной целью стенограммы является своевременная информация водителя о направлении каждого предстоящего поворота дороги, степени его крутизны, характеристике поворота с точки зрения безопасности его прохождения и других особенностях самой дороги, предупреждение о которых обеспечивает безопасность ведения гонки и освобождает водителя от напряженного в известной степени ожидания внезапной опасности за непросматриваемым участком дороги.

Направление поворота обозначается двумя буквами: Лв — левый и Пр — правый. Записывать просто П (правый) или Л (левый) не следует, так как в процессе записи стенограммы или ее диктовки штурман может ошибиться из-за сходства по форме этих букв, а чем чревата такая ошибка, объяснять не стоит.

По степени крутизны левые и правые повороты делятся на шесть градаций — от 0 до 5, цифрой 5 обозначаются самые крутые повороты. Конечно, точно замерить радиус кривизны каждого поворота не представляется возможным, да и вряд ли в этом есть смысл: главное, помочь гонщику правильно выбрать скорость на входе в поворот.

Вот краткая характеристика обозначения поворотов по направлению и степени крутизны.

В своей практике подбором передаточного числа редуктора заднего моста и размеров применяемой резины мы добиваемся, чтобы такая скорость могла быть достигнута на 2-й передаче. Поэтому для автора информация о приближении такого поворота автоматически означает включение 2-й передачи.

Лв0 или Пр0 — поворот практически отсутствует, хорошо просматривается, просто дорога имеет некоторое закругление н никаких затруднений с точки зрения скорости прохождения нет, подобный поворот очень близок к прямому участку дороги и вводится для полноты описания дороги.

Лв1 или Пр1 — поворот небольшой крутизны, хотя проходить его уже приходится с ббльшнм напряжением, чем Лв0 или Пр0; перед таким поворотом не требуется сбрасывать газ пли тормозить.

Лв2 илн Пр2 — поворот средней крутизны, перед которым надо сбросить газ, иногда слегка притормозить левой ногой, не сбрасывая газа, может быть, включить 3-ю передачу. В связи с тем что такой поворот требует некоторого снижения скорости и в то же время он не особенно опасен, желательно, не сбиваясь с ритма диктовки, указать примерную скорость прохождения поворота.

Лв3 н Пр3 — поворот средней крутизны, но требующий большего снижения скорости, чем Лв2 или Пр2. Перед таким поворотом требуется энергичное торможение, обязательный переход на низшую передачу. Обычно скорость прохождения такого поворота не превышает 90—100 км/ч .

Лв4 или Пр4 — крутой поворот, перед которым требуется значительное снижение скорости и переход на 2-ю передачу. Скорость прохождения 50—70 км/ч.

Лв5 или Пр5 — очень крутой поворот, близок к повороту на 180°, скорость прохождения не выше 50 км/ч, включается 2-я или 1-я передача.

Прямые участки дороги между поворотами записываются в метрах. Отрезки до 250—300 м определяются «на глаз», а более длинные — по приборам, имеющимся на автомобиле.

Сначала такого описания дороги было вполне достаточно, чтобы повысить и безопасность, и скорость движения, но затем стало ясно, что стенограмма может быть и более точной, и более объемной по содержанию, причем не в ущерб четкой диктовке.

Постараемся объяснить, что изображено на этой стенограмме.

Прежде всего о нумерации. Она введена для удобства комментария; на рабочей скоростной стенограмме нумерация отсутствует.

Теперь о форме записи. Предлагаемая форма записи в столбец является предметом споров: многие склоняются к более компактной записи в строчку и записи показаний твинмайстера в начале каждой строки. На наш взгляд, запись столбцом более приемлема, так как позволяет записывать дополнительные ориентиры справа от основных, что облегчает езду и помогает водителю в ориентировке, если штурман сбился при диктовке.

Данная стенограмма расшифровывается следующим образом:

1 — обозначение школы — для точного определения места старта, а также на тот случай, если судьи по каким-либо причинам передвинут старт в ту или другую сторону;

3 — стрела вверх обозначает, что данный поворот Пр3 идет на подъем;

6 — один восклицательный знак у ориентира означает повышенную скорость. Этот ориентир штурман диктует: «Левый четыре, осторожно, на мост»;

7— этот поворот, по-видимому, короткий при достаточной ширине проезжей части, поэтому эффективнее проходить его от левой обочины на входе в поворот и выходе на левую обочину. Вполне возможно, что этот поворот близок по крутизне к разряду Пр2, а если его «резать», то можно идти без сброса газа;

8— прямой участок дороги длиной 200 м, причем на этом участке стоит километровый указатель с цифрой 19;

9—10 — два поворота идут сразу один за другим;

11 — Г — горка, холмистое возвышение дороги, за которым дорога дальше не просматривается. Одно из главных достоинств скоростной стенограммы! Оказывается, ясно, каков характер дороги, хотя и за горкой ничего не видно. Знак плюс означает, что сама горка проходится без снижения скорости. Вообще знак плюс означает — «скорости не снижать, полный газ».

11, 12, 13, 14 — диктуется сразу вместе;

16 — Т — трамплин, машина прыгает;

15—16—17 — диктуется, конечно, вместе. По-видимому, в данной ситуации перед подходом к трамплину за ним виден забор, помогающий водителю лучше ориентироваться после прыжка. Поэтому диктуется: «Трамплин, на всю, сразу левый один вдоль забора»;

18 — длинный поворот одинаковой крутизны, здесь же километровый указатель с цифрой 20;

19 — узкий мост, но знак плюс предусматривает скорость не снижать;

20—21—22 — диктуется так: «100, левый два — примерно 90, правый два вниз»;

23 — прямой участок двести метров вниз-вверх (чтобы диктовать короче, это звучит так: «Двести в яму»);

28 — длинный поворот с изменяющейся крутизной, диктуется так: «Левый три-два»;

29 — прямой участок в 200 м с ямами, ехать надо по левой стороне;

30 — два восклицательных знака означают — опасно; диктуется так: «Правый два, опасно, колея». Если у ориентира стоят три восклицательных знака, то это означает — очень опасно;

31 — прямая 400 м с горкой на этом участке и километровым столбом с цифрой 21. Обозначение прямой с горкой или несколькими горками (в этом случае обозначается «400 с ГГ») предполагает, что эти горки (или горка) проходятся без снижения скорости;

32—33 — перед этими двумя поворотами имеется длинная прямая и к концу скорость может достичь 140—150 км/ч, поэтому на первом из двух поворотов указана и примерная скорость, и передача.

(За время движения по предыдущей прямой штурман, конечно, успеет сообщить такую многословную информацию и даже ее повторить.)

Запись стенограммы требует определенных навыков. Обычно оценивает повороты водитель, а штурман записывает. Все это происходит на скорости 50—60 км/ч и от водителя требуется «тонкая и точная» информация, так как при относительно медленной езде для правильной записи все время нужно представлять, что скорость на каждом участке и повороте предельно возможная.

Проверка правильности записей производится один или два раза уже на скорости, составляющей 70—80% максимальной.

Чтобы скоростная стенограмма приносила пользу в ходе гонки, а не создавала помех и не отвлекала водителя, требуется слаженность работы, достигаемая упорной тренировкой экипажа.

Конечно, составление стенограммы и ее проверка — большой труд. Стенограммы на специальные участки и этапы повышенной скорости проверяются, как правило, два-три раза, а на остальную трассу могут не проверяться. Но в любом случае должна быть полная уверенность в достоверности стенограммы, иначе она теряет свой смысл. На наш взгляд, хорошая стенограмма — непременное условие успешного выступления и ее надо составлять на всю трассу ралли, тем более, что толково составленная стенограмма содействует повышению безопасности.

Учитывая, что при составлении скоростной стенограммы каждый экипаж использует свою индивидуальную манеру записи, пользование чужими стенограммами возможно лишь с известной осторожностью.

Скоростная стенограмма записывается штурманом далеко не в идеальных условиях, на ходу автомобиля, в тряске и т. д. Однако ее надо записывать так, чтобы не было необходимости переписывать потом начисто во избежание ошибки или пропусков. Единственное, что требуется при окончательном редактировании в подготовке к использованию — выделить лучше красным цветом все наиболее опасные места, как следует зачеркнуть все ненужное, а все исправления внести ясно, четко, чтобы они не вызывали сомнений. Поэтому первая же запись стенограммы должна быть максимально четкой.

 

По материалам специальных источников.

Подготовил автор колонки Алекснадр Ковтун  ( AlexRS)