Герой недели

Юрий Мельников. Яркий дебют.

Пилот недели

 


Читать полностью
Форум. Новое
Тема: Re: Самурык 2017
Сообщение: Самурык прошел, погода не понравилась только хрупк
Написал: KantiC
Февраля 16, 2017, 12:03:14 pm
Тема: Самурык 2017
Сообщение: Друзья! Я понимаю,  что  обновление наше
Написал: kpp
Февраля 07, 2017, 07:29:12 pm
Тема: Re: Нужен ли сайт и кому ...
Сообщение: Согласен на 200 %.  В ближайшее время отвечу
Написал: kpp
Апреля 25, 2016, 12:43:21 pm
Тема: Re: Нужен ли сайт и кому ...
Сообщение: Всем привет, время идет, зиму сменяет весна, весну
Написал: KantiC
Апреля 20, 2016, 05:25:04 pm
Тема: Самурык 2016. Павлодар
Сообщение:  
Написал: kpp
Февраля 05, 2016, 02:38:32 pm
Спорткар недели

Он обещал вернуться.

Спорткар недели


Читать полностью
Авторизация
Случайное фото
Кто здесь
Сейчас на сайте находятся:
 66 гостей 

Кто ставит палки в колеса автоспорта?

ФАСПО сегодня

 

 

Материал Юлии Максимовой (Городская Неделя г. Павлодар)

Последние новости казахстанского автоспорта воодушевляют: в Алматы строится трасса мирового уровня, а эксперты FIA обучают местных специалистов методике проведения международных соревнований.

На фоне этих радужных перспектив в самом зрелищном виде спорта особо обострились проблемы.

До внешних наблюдателей они стали доходить в виде слухов об отсоединении отдельной Североказахстанской лиги. И, по мнению моего собеседника, ответственного секретаря Федерации автоспорта Павлодарской области Игоря Коновалова, рождение подобных настроений среди региональных гонщиков имеет основания.

Попробуем разобраться.

 

 

Календарные заносы

- Что за ситуация возникла в казахстанском автоспорте, какие проблемы стали причиной недовольства?

- Самая главная проблема - системная: причиной разброда и шатаний стали сдвиги в календаре соревнований. Из-за них срывается участие спортсменов в важных для них состязаниях. Из-за них титулы и разряды не находят своих героев.

К примеру, наш Сергей Шеломенцев в этом году мог стать чемпионом Казахстана по автокроссу. А для Павлодара это нереальный прорыв - здесь никогда не было чемпионов, только призеры! И он им не станет, потому что календарь двигали туда-сюда, смещая дату и место последнего этапа. Когда в очередной раз его передвинули с 17 ноября на 23-24-е, на руках у Сергея уже были билеты в Москву на запланированноезаранее мероприятие - как раз на эти выходные, и сдать их было нельзя.

Кстати, проверить эти сведения несложно. Календарь Федерации автомотоспорта РК (далее ФАМС) общедоступен, о планах и проведенных этапах соревнований можно найти публикации в прессе. Так, этап чемпионата по автокроссу, о котором говорит секретарь ФАСПО, выпадал на неточную дату «август-сентябрь» и город Астану; прессе сообщалось также о проведении 3-го этапа в Павлодаре. Когда статья готовилась к выходу, поступило очередное сообщение об отмене заключительного этапа чемпионата в Астане 23-24 ноября. Именно это прогнозировал мой собеседник:

- Профессиональный автоспорт - это не массовый спорт, когда свистнул - и шесть дворовых команд набежало, - объясняет Игорь Коновалов. - Здесь каждая «звезда» наперечет, и от каждого необходимо получить подтверждение. Чтобы привезти три автомобиля, нужно большое количество времени и денег. Три автомобиля - это три пилота, минимум три-четыре механика, водитель автовоза, тренер, менеджер, который разместит и накормит команду. Нужно выдернуть всех людей с работы, написать заявления, найти деньги, договориться со спонсорами.

Помимо материальной стороны, должен быть интерес. Если не будет заявлено участие претендента на чемпионство (как Сергей Шеломенцев), не будет остроты борьбы, кворум не соберется, и соревнования не состоятся (так и случилось - авт.). Какой смысл гонщикам ехать на состязания, если там не с кем «пободаться»?

К тому же в этом году заключительный этап автокросса сдвинули с привычных сроков (сентябрь-начало октября) на конец ноября. А автомобили совсем по-разному готовятся к разным дисциплинам: в автокроссе как летнем виде их технические характеристики сильно отличаются от характеристик для зимнего трека, поэтому машина должна быть подготовлена к определенным условиям. Зачем тратить время и деньги, если в конце концов машина не будет соответствовать сезону и трассе? В итоге гонщики опять же отказываются от участия и не зарабатывают титулов.

Скажу больше: мы предлагали провести последний этап чемпионата по автокроссу у нас. Усилиями энтузиастов, на собственные деньги, мы смогли подготовить кроссдром в заброшенном карьере в районе Аксу. Он соответствует всем условиям для гонок национального уровня. Когда там проходят тренировки, вся трасса останавливается посмотреть. Сначала нам сказали «Ок», а потом все-таки решили, что гонки будут в Астане. А Астана не справилась с организацией.

- Были и другие примеры отмененных состязаний?

- Конечно! Когда так же дату сдвинули в прошлом году, сорвались соревнования по зимнему треку в Павлодаре. В позапрошлом году наш город с огромными усилиями смог провести этап чемпионата по зимнему треку впервые за 15 лет! Хотя при Советском Союзе Павлодар всегда проводил эти гонки и собирал массу участников и болельщиков. Я еще застал гонки той эпохи. Администрация пускала автобусные маршруты на место ледовых соревнований, только бы доставить всех желающих! И вот после такого разрыва мы смогли провести зимний трек и решили, что все - теперь-то это снова будет традиционно. Как бы не так!

Поскольку руководство ФАМС меняет даты и географию соревнований, зачастую не объясняя регионам причин и мотивов своих действий, у спортсменов нет четкого понимания: какой вид считать приоритетным, в какую дисциплину вкладывать свои и спонсорские деньги, в какие даты и в какой местности планировать выступление.

Почему несущая за это ответственность федерация не проясняет ситуацию, подводя спортсменов в профессиональном и финансовом плане? Кстати, ее вице-президент Владимир Бородин - уроженец Павлодара. И коллегам из регионов особенно обидно такое игнорирование от человека, начинавшего здесь свою спортивную карьеру.

Мастерство с оглядкой на других

Разброд в казахстанском автоспорте касается не только «свихнувшегося» календаря. Выяснилось, что этот год оказался предательски изменчивым и в других правилах игры. И эти перемены стоили звания мастера спорта павлодарскому гонщику Максиму Фоминских, участнику одной из самых престижных дисциплин в национальном автоспорте - классического ралли.

- Максим решил добиться в автоспорте всего, чего можно, - рассказывает ответственный секретарь ФАСПО. - Он сам вкладывает деньги в свое развитие, в выступления, техническое оснащение. Фоминских идет на чемпионство и, наверное, получит его в следующие выходные в Алматы - запаса очков ему хватает. Но в этом году, пока он ездил, строил планы и материально вкладывался, поменялся регламент присвоения кандидатских и мастерских званий. И по новым правилам Максим не может получить заслуженный статус из-за того, что нет необходимого количества мастеров спорта в заявленном чемпионате. Как будто это его проблемы! Представьте, что в футболе отменят ворота, скажут: пинайте в ту точку и попадите. Вот так и здесь. Наш претендент на чемпионство уже не уверен, что в будущем году станет участвовать в соревнованиях: вдруг правила опять поменяются?

Нам любые дороги дороги

Понятно, что подобные препоны на пути к титулам и званиям обращают казахстанских спортсменов в сторону России. Открепление от республики - отдельная тема, вариант выхода из сложившейся ситуации. Другое дело, что получить его невероятно сложно:

- Открепления даются только тем спортсменам, которые участвуют во всех соревнованиях по своей дисциплине уровня чемпионата РК, и на моей практике его никто не смог добиться. Хотя желающих было много, особенно из областей, сопредельных с Россией, - говорит Игорь Коновалов.

Помимо этого местным автогонщикам светят только уход в любительский спорт или создание отдельной лиги. В нашей стране есть даже пример спортивной суверенности.

- Из-за широкой географии в профессиональном автоспорте республики активно участвуют всего несколько областей. Другие же - из-за их дальности и отсутствия организации и финансирования - катаются сами по себе или вовсе не знают об автоспорте. Так, Актюбинская область не посылает своих гонщиков на республиканские соревнования, проводя чемпионаты только у себя и с сопредельными российскими областями, - рассказывает представитель ФАСПО. - Однако эти состязания не получают статус национальных, их чемпионы не признаются профессионалами. Так что создание отдельной Североказахстанской лиги, с одной стороны, является выходом для спортсменов Павлодара, Петропавловска, Усть-Каменогорска и Кокшетау, а с другой - тупиком для их профессионального статуса, тем же уходом в любительство.

- Насколько мне известно, многие спортсмены предпочитают участвовать в коммерческих кубках. Это тоже отдушина?

- Это даже скорей жизненная необходимость, - уточняет мой собеседник. - Там хотя бы понимаешь, ради чего машину гробишь. Естественно, находясь под патронажем Агентства по физической культуре и спорту, автоспорт бюджетируется, но куда расходуются эти средства, если половина Казахстана участвует в чемпионатах, а другая - нет, - на эти вопросы нам не отвечают. Нам ничего не дают оттуда, даже призы, медали, кубки и грамоты мы покупаем за свои деньги! И по итогам года победители участвуют в платной (!) церемонии награждения в Алматы, тратясь также на дорогу и проживание. И все ради почетной грамоты и бокала шампанского.

- Нас эти противоречия всегда возмущали, - продолжает секретарь ФАСПО. - С одной стороны, автоспорт зиждется на деньгах спонсоров и собственных вложениях, выдернутых из семейного бюджета. С другой - мы почему-то всегда должны зависеть от Алматы, которая, имея все, не дает ничего! И бог с ним - не дает. Даже мешает! Вертикаль между Алматы и региональными федерациями разрушена.

- К чему может привести беспорядок и непрозрачность в управлении автоспортом?

- Мы стремимся к массовости, к возвращению популярности автоспорта, какой она была в 70-е, 80-е, начале 90-х. А благодаря действиям ФАМС республика получает искусственно созданную элитарность. Этот спорт, и без того бешено дорогой, становится все более недоступным для энтузиастов, годами пробивающих дорогу из любителей в профессионалы.***

Каким должно быть решение проблем при сложившихся условиях? Станут ли действия руководства ФАМС разделительной полосой между широким потоком казахстанских любителей автоспорта и единичными столичными командами? Или голос регионов достигнет высоких кресел и заставит вернуться к спортивному поведению, открытому диалогу и честному отношению к этому поистине популярному виду соревнований?